Главная Мнения Алексей Власкин: «Нужно принять тот факт, что использование троллейбусов в городе Тамбове нерентабельно»

Алексей Власкин: «Нужно принять тот факт, что использование троллейбусов в городе Тамбове нерентабельно»

от Редакция
 просмотров

К проблеме оптимизации пассажирского транспорта, администрация города пыталась подступиться много раз. До 90-х пассажирский транспорт был муниципальным, преимущественно троллейбусы. В часы пик пассажиры набивались в троллейбусы, как селедка в банку. В вечерние часы троллейбусы ходили реже, но уехать с окраин города можно было и после 23:00.

В 90-е на маршруты запустили частников. Мотив был вполне позитивный: дополнительные коммерческие автобусы должны были сделать поездки горожан более комфортными.

В этот момент было заложено ключевое противоречие.

Эксплуатация троллейбусов предполагает очень большие накладные расходы (содержание и ремонт контактной сети, тяговых подстанций, ремонт и эксплуатацию прочих электроустановок, большое количество персонала).

Насколько я помню, специалисты поправят, на линии должно было работать около 200 троллейбусов. Но постепенно, наверное с конца 90-х, коммерческие автобусы стали вытеснять троллейбусы. Маршруты поделились на выгодные и невыгодные. На выгодных работали коммерческие автобусы, на невыгодных или частично дублирующих выгодные — троллейбусы.

В какой-то момент, за счёт сокращения количества троллейбусов на маршрутах себестоимость поездки на троллейбусе стала превышать установленный тариф на проезд. В связи с этим, из городского бюджета стали выделять субсидии. Сейчас это около 60 млн.рублей в год.

Под давлением общественности, периодически приобретались троллейбусы, но тренд не менялся. Коммерческих автобусов становилось больше, муниципальных троллейбусов меньше. Ситуация усугублялась тем, что контактные сети в новые густонаселённые микрорайоны не прокладывались, а следовательно ни о каком реальном развитии троллейбусов в городе речь не шла.

Периодически возникали «тарифные войны» между администрацией и перевозчиками. После чего администрация поднимала тариф и «искала альтернативные варианты» (купить ещё троллейбусов или муниципальных автобусов). Однако, тренд на увеличение коммерческого пассажирского транспорта не менялся.

Последняя попытка реанимировать троллейбусы была сделана в 2008 году. Было куплено 14 троллейбусов, но они впоследствии были сняты с маршрутов из-за самовозгораний. Троллейбусы оказались не очень, а предприятие, которое их продало муниципалитету — банкротом.

В течение периода с 2015 по 2020 год шестой созыв гордумы трижды подходил к решению проблемы пассажирских перевозок, но каждый раз, когда доходило дело до принятия администрацией города соответствующих решений, менялся глава и все начиналось сначала. Новому главе нужно было понять тему, затем у него появлялись опасения по поводу сокращения персонала, занятого в обеспечении работы троллейбусов, опять же общественное мнение было за троллейбусы и никто из администрации города не хотел брать на себя политическую ответственность.

Хотя администрация города это прежде  всего хозяйство, а не политика.

Сейчас же нужно принять тот факт, что использование троллейбусов в городе Тамбове нерентабельно, очень дорого для бюджета и негативно влияет на тарифообразование.

По сути, в существующих условиях, необходимо:

1. Ликвидировать троллейбус

2. Перестать нести ежегодные бюджетные расходы в размере 60 млн.рублей на субсидирование электротранспорта.

3. Оптимизировать маршрутную сеть

4. Внести изменения в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры, уменьшив сроки перехода пассажирского транспорта на стандарт ЕВРО-4

5. Сформировать муниципальные контракты, указав в них, на основании программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, какая доля транспортных средств на маршруте должна соответствовать стандарту ЕВРО-4 (это позволит понудить всех перевозчиков в течение заданного времени убрать с маршрутов чадящие старые автобусы)

6. Сгруппировать лоты для торгов таким образом, чтобы в них присутствовали как выгодные, так и невыгодные маршруты.

7. Рассчитать экономически обоснованный тариф без затрат на троллейбусы.

8. Провести конкурсную процедуру

4 пункт относится к компетенции гордумы.

1,2,3,5,6,8 пункты относятся к компетенции администрации города.

7 пункт относится к компетенции управления по регулированию тарифов области

Понятно, что здесь потребуется политическая воля. Ликвидировать троллейбус, сократить штат, перестать субсидировать электротранспорт, установить экономически обоснованный тариф  это непопулярная мера. Но здесь нужно выбирать популярность или эффективность системы пассажирских перевозок.

Скорее всего коммерческие перевозчики будут против ускоренного перехода на ЕВРО-4. Здесь тоже понадобится  политическая воля.

Однако, что-то мне подсказывает, что у этой администрации города не получится решить проблему пассажирских перевозок в городе Тамбове. Так как большого настроя решать проблемы городского хозяйства у них нет, есть только настрой осваивать бюджетные деньги на дворовое освещение через «Зеленхоз». Это печально.

Алексей Власкин, председатель комитета по городскому хозяйству в Тамбовской городской Думе шестого созыва

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: