Главная Мнения «Сохранить исторический облик Тамбова уже практически невозможно»: экскурсовод Олег Карнаухов о практике продажи домов-памятников в городе

«Сохранить исторический облик Тамбова уже практически невозможно»: экскурсовод Олег Карнаухов о практике продажи домов-памятников в городе

от Редакция
 просмотров

В Тамбове набирает обороты программа восстановления исторической части города – объектов культурного наследия. Дома-памятники, находящиеся в муниципальной собственности, предлагают инвесторам по символической стартовой цене в 1 рубль. Например, накануне на торги выставили особняк солеторговца Вихрова в центре города. Известный экскурсовод Тамбова Олег Карнаухов поделился с порталом «ПроТамбов» своим мнением насчет практики продажи объектов культурного наследия за 1 рубль и обсудил дальнейшие перспективы такой инициативы.

Гид признался, что на данный момент он эту практику не понимает, как и положений и идей, заложенных в нее. Олег Карнаухов в принципе не может привести удачные примеры реставрации памятников истории, будь то за сотни тысяч рублей или за символический 1 рубль. Более того, экскурсовод считает, что «продажи за рубль» попросту не существует.

– Я попытался выяснить, что значит «продажа за рубль». Как я понял в ходе телефонного разговора с одной дамой из городской администрации, это, как бы ни заманчиво звучало «за рубль», тем не менее это продажа с привычного аукциона. ОКН уже продавались ранее с подобных аукционов. В чем разница? Как мне кажется, подобная продажа не сильно отличается от продажи прочих объектов муниципальной собственности. Как я понимаю, есть частные лица и целые фирмы (не только в Тамбове, но и по всей стране), которые отслеживают подобные продажи и участвуют в аукционах, порой «соревнуясь» сами с собой через несколько «карманных» фирм. Продажа одного весьма значимого для города ОКН за несколько сотен тысяч рублей, известная мне, и, которую я упомянул, увы, не принесла результатов. ОКН продан, но с каждым днем он все больше разваливается и гибнет (Объект культурного наследия на улице Комсомольской, прим. ред.), – говорит экскурсовод.

Экскурсовод добавил, что желающих купить по символической цене дом-памятник, по его мнению, достаточно. Однако уже на этапе покупки и на этапе экспертизы из проекта реставрации изымается круглая сумма денег.

– Как я уже сказал, в Тамбове пока нет примеров использования расселенных городом ОКН. Проект с «музеем Потапова» не реализован – с 2017 года прошло шесть лет. Другой частный инвестор на Ленинградской, по его словам, сам расселил старинный особняк и восстанавливает его. Какие планы у него? Сначала речь шла о частном доме, потом появилась информация о пространстве под сдачу для праздников. Этот подход мне, как самозанятому в сфере туризма, нравится, поскольку сфера услуг связана напрямую с туризмом, – сказал экскурсовод.

Олег Карнаухов считает, что, к большому сожалению, сохранить исторический облик Тамбова сегодня практически невозможно. По его мнению, время упущено.

– В 2015-ом году в Тамбове прошла конференция, посвященная сохранению культурного наследия и облика города. В ее работе приняли участие даже специалисты из Москвы, например, член Большого методического совета по историко-культурному наследию Минкультуры РФ, аттестованный эксперт Минкультуры РФ Екатерина Шорбан. Мы обосновывали необходимость сохранения облика города, предлагали концепции. Нас поддерживала Людмила Кригер – воронежский специалист по памятникам в Тамбове. Кроме градозащитников, архитекторов, принимали участие в конференции областные и городские чиновники, председатель городской Думы, его заместитель. Тогда с высокой трибуны представители городской Думы отмечали, что спасти «старый Тамбов» невозможно. В то время казалось, что после сноса старых, красивых домов на их месте вырастут многоэтажки. Процесс пошел, на самом деле, по другому пути. В Тамбове были приняты охранные зоны, которые исключили строительство в центре многоэтажек – от Набережной до Советской можно строить не выше 4 этажей, а от Советской до Карла Маркса – не выше 6 этажей. Экономика, которая замедлила темпы роста после нескольких «нефтедолларовых» лет процветания, не позволяла тогда горожанам покупать за колоссальные деньги квартиры в новостройках за огромные миллионы. Строительство приостанавливается. Но не останавливается снос – программа расселения ветхого и аварийного жилья просто выкашивает город. Красивые и знаковые дома города на охрану уже не ставятся – их нужно сносить. И примерно года два-три назад началось строительство на месте снесенных усадеб «таунхаусов» — домов, вытягивающихся в глубину кварталов, на десять-двадцать квартир, с малюсенькими дворами. Сегодня по всему Тамбову зияют пустые участки и сгоревшие или полуразобранные дома — не памятники. А памятники стоят с забитыми окнами. Их сохранение общей картины исторического города в Тамбове не исправит полностью, но может улучшить. Но для этого должна быть выработана серьезная концепция, – считает Олег Карнаухов.

Олег Карнаухов также обсудил с редакцией портала проблемы, которые мешают в полной мере реализовывать такую программу в областном центре.

– Я понимаю, что для городской администрации, которая несет затраты по консервации ОКН (забить окна, двери), вероятно, несет затраты по уплате налогов за собственность, принадлежащую муниципалитету, не очень важно, кто купит тот или ной объект. И, разумно предположить, что в этом вопросе важна сумма, которую получит одномоментно городской бюджет. Но мы здесь сталкиваемся с тем, что эта собственность переходит людям и фирмам, зачастую не заинтересованным в приведении ОКН в порядок. Разрушающиеся памятники не приносят годами пользу городу в виде налогов на прибыль, налогов на заработную плату сотрудников, не «создают» рабочие места, не повышают туристскую привлекательность города, а, наоборот, делают Тамбов менее интересным для туристов, «способствуют» привлекательности исторического центра как точки привлечения инвестиций, ухудшают социально-правовую среду – пустыри, заросшие порослью деревьев, мусор, дома – пристанища асоциальных граждан, – говорит Карнаухов.

Также экскурсовод считает, что город должен подойти к вопросу продажи объектов культурного наследия так, как поступает сейчас государство в вопросах предоставления грантов.

– Гранты выдаются под перспективные, социально-ориентированные проекты, которые будут приносить прибыль городу и не только материальную напрямую, а еще и опосредованно. Поясню на примере. В центре города стоит на улице Кронштадтской ОКН «Дом священника Севостьянова», деревянный красивый дом в стилистике неорусского стиля. В этом году «некто» разобрал на нем частично крышу. Дом сгниет за два сезона без крыши. Разумеется, из дома «вынесли» все батареи. На минуточку, одна секция (а под окном их обычно 6-7) стоит минимуму 600 рублей (без установки и проч.). А, если бы дом сразу был выставлен на продажу (с учетом оплаты процедуры из нежилого фонда в жилой покупателем). Я бы предложил продажу по конкурсу (не по аукциону): тому, кто возьмет на себя охранные обязательства и предложит городу проект, например, создания здесь гостиницы, ресторана, частного музея – всего того, что будет работать на пользу города. Но это противоречит законодательству – без аукциона продавать нельзя. Но не стоит забывать, что у городской думы есть возможность выступать с законодательной инициативой – обращаться в госдуму с инициативой, – сказал он.

В целом, Олег Карнаухов не может привести хороший пример продажи расселенного ОКН с удачным приспособлением в Тамбове.

– Посмотрим, как будет дальше. Пока по нашим бывшим дворянским-поперечным улицам я экскурсий не вожу. Это пока невозможно. Исключение – любители «заброшек», но это – своеобразный эксклюзив, – заключил он.

Ранее, помимо дома по адресу улица Державинская, 15, на торги выставили исторический особняк Андрея Чичерина в центре Тамбова. Стартовая цена в этом случая такая же – 1 рубль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: