Главная НовостиВласть и политика Пандемия, цифровизация и Telegram: какими будут выборы-2021 в Тамбовской области

Пандемия, цифровизация и Telegram: какими будут выборы-2021 в Тамбовской области

от Редакция
 просмотров

В этом году единый день голосования состоится 19 сентября, хотя само голосование, скорее всего, растянется на три дня, как это было в прошлом году на выборах губернатора и депутатов Тамбовской городской Думы. В этом году жителям области предстоит выбрать депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Тамбовской областной Думы седьмого созыва. Также в Тамбове пройдут дополнительные выборы депутатов Тамбовской городской Думы по двум одномандатным избирательным округам № 6 и № 8. В Жердевском, Знаменском, Инжавинском, Мичуринском, Моршанском, Мучкапском, Первомайском, Староюрьевском, Уваровском, Уметском районах пройдут 12 кампаний по выборам глав сельсоветов.

В период старта выборных кампаний главный редактор информационного портала «ПроТамбов» Элеонора Соса поговорила с председателем избирательной комиссии Тамбовской области Андреем Офицеровым не только о выборном процессе, но и том, что происходит вокруг него.

— Андрей Сергеевич, что ждёт избирателей 19 сентября 2021 года?

— В единый день голосования 19 сентября 2021 года планируется проведение многоуровневой избирательной кампании на территории региона. Самыми масштабными будут выборы депутатов Государственной Думы РФ. На территории Тамбовской области сформировано 2 избирательных округа по этим выборам. Одновременно с этим пройдут выборы депутатов Тамбовской областной Думы – главного законодательного органа нашего региона, а также ряд местных избирательных кампаний. Объем работы непростой, хотя подобную конструкцию по совмещению мы уже проходили в 2016 году. Но мы понимаем, что не бывает избирательных кампаний, которые похожи друг на друга.

— И в чём же их принципиальное отличие?

— Во-первых, все они проходят в разных общественно-политических реалиях, и в правовых тоже. Мы сейчас проходим непростой этап как мировой истории в целом, так и российской истории в частности. В большей степени это связано с эпидемиологическими ограничениями, так как сегодня абсолютно всё подвержено влиянию этого явления. Да, есть у нас опыт проведения голосования в течение нескольких дней, это прошлый год, и сейчас эта практика, вероятно, тоже будет реализована. И я вот вам первая реалия, которая разделила нашу жизнь на «до» и «после».

— Стало ли избирательным комиссиям работать сложнее в таких условиях?

— Подобные риски всегда добавляют и ответственности, и функций, в том числе для избирательной системы. Теперь мы в обязательном порядке закупаем средства индивидуальной защиты для избирателей, для членов избирательных комиссий. Из-за пандемии резко возросло количество желающих проголосовать на дому. Все-таки люди пожилые опасаются выходить из дома, боясь заразиться. Несмотря на достаточно высокий уровень вакцинации в нашем регионе и достаточное обеспечение граждан вакциной, опасность сохраняется. Кстати, с многодневным голосованием у нас исчезли жалобы на то, что кто-то сделал заявку на домашнее голосование, а к нему не пришли. Такого просто не стало, потому что у нас три дня на то, чтобы обеспечить активное избирательное право граждан, пожелавших проголосовать дома. И мы это делаем в удобное для избирателей время.

— Насколько больше людей задействовано в организации выборов в связи трехдневным голосованием?

— Количество не изменилось: увеличилась нагрузка на тех, которые работают. Мы получили чуть больше возможностей во временном периоде, поэтому ограничиваемся теми составами комиссий, которые у нас есть.

— Не было мысли увеличить штат?

— Такая мысль есть всегда, но мы смиряем такие желания. Всё-таки бюджет «не резиновый», да и мы пока в силах пока справиться с этим объемом.

— Все говорят, что мы вот-вот придём к электронному голосованию. Придем ли? И как это будет выглядеть?

— Мы, безусловно, придем к электронному голосованию. Наверняка, вы помните, что в прошлый единый день голосования на выборах главы администрации Тамбовской области можно было проголосовать в Москве на цифровом участке. То есть граждане, которые находились в день голосования в Москве, но были зарегистрированы на территории Тамбовской области, могли прийти на цифровой избирательный участок и проголосовать на губернаторских выборах. Буквально в мае проходило тестирование дистанционного электронного голосования, организованное Центризбиркомом. Это то самое голосование, о котором мечтают все: проголосовать с помощью смартфона и при этом не ходить на избирательный участок.

— Как проходило это тестирование?

— Это называлось Общероссийская тренировка системы ГАС «Выборы». Была обозначена задача обрабатывать голоса именно дистанционного электронного голосования. Надо было подать заявление на портале Госуслуг и проголосовать за виртуального кандидата. Главная цель этой тренировки – максимальная нагрузка на систему, чтобы в единый день голосования эта система сработала эффективно, ведь также в режиме эксперимента некоторые регионы будут проводить голосование дистанционно уже на ближайших выборах.

— Нам это грозит вообще?

— Не в этом году. Но когда-нибудь нам это точно грозит, и я об этом говорю с энтузиазмом, если честно, потому что возможность электронного дистанционного голосования – это возможность разгрузить избирательные участки. Если мы сейчас говорим о том, что мы три дня голосуем, потому что нам надо развести потоки людей, то это один из вариантов минимизации числа людей на избирательном участке. Помимо этого, голосуя дистанционно, мы минимизируем работу членов участковых избирательных комиссий.

— Бумаги опять же меньше тратится.

— Бумаги вообще не тратится! Я считаю, что будущее за дистанционным электронным голосованием, но в ближайшие 10 лет мы не получим его в чистом виде. Дистанционное электронное голосование какое-то время будет альтернативой традиционному голосованию. Останутся избирательные участки, члены участковых комиссий, бумажные бюллетени… Может быть объем сократится, может будут пересмотрены нормы относительно этих избирательных участков. Но я надеюсь, что когда-нибудь дистанционное электронное голосование станет основной формой волеизъявления граждан. Основной вопрос этой системы – это безопасность от внешнего вмешательства.

— Помимо этого какие цифровые новшества будут работать уже на этих выборах?

— Впервые на выборах депутатов Тамбовской областной Думы и Госдумы будет применяться механизм «Мобильный избиратель» (голосование по месту нахождения). Эта технология имеет и некоторую цифровую подоплеку, то есть можно подать заявление через портал Госуслуг и переписаться на удобный тебе избирательный участок, затратив при этом минимум энергии и средств.

— Если таким образом переписываться на удобный избирательный участок, то сохраняется ли у избирателя право голосовать на всех выборах?

— Чем дальше избиратель удаляется от места своей регистрации, тем меньше бюллетеней получит. Если избиратель уедет голосовать за пределы региона, то сможет получить только один бюллетень – для голосования за партийные списки.

— Система понятная, но не очень справедливая по отношению к избирателю, разве нет?

— Если мы вспомним практику с открепительными удостоверениями, было то же самое абсолютно. Поэтому я сторонник электронного голосования, где нужен только интернет. Не важно, в какой точке мира ты находишься, ты заходишь и голосуешь по всем выборам, по которым имеешь право проголосовать – от федеральных и заканчивая местными.

— Можно сказать, что кампания началась ещё до её официального старта. Мы видим, что кандидаты активно работают с электоратом, а в избирательной комиссии какая-то работа уже идёт?

— Избирательная система начала подготовку к выборам депутатов Тамбовской областной Думы с начала этого года. Все нормативно-правовые акты, которые готовят систему к этому уровню выборов, у нас приняты. На 50% обновился состав избирательной комиссии Тамбовской области, сформированы новые составы территориальных избирательных комиссий Тамбовской области, сейчас мы проводим обучение организаторов выборов.

— Будет ли эта кампания сложнее, чем предыдущая?

— Уровень конкуренции будет достаточно высоким, это очевидно, как на выборах в Госдуму, так и на выборах в региональный парламент. В связи с этим, конечно, будет сложнее. Могу сказать, что выходных лично я не планирую в ближайшие три месяца. Начнем с того, что 32 политические партии имеют право участвовать в выборах на территории Тамбовской области. Конечно же, все они не станут этого делать. Как правило, выдвигают своих кандидатов и активно ведут кампании около десятка партий. Это что касается выборов депутатов Тамбовской областной Думы. Что касается государственной Думы, то 14 политических партий имеют право участвовать в выборах без сбора подписей.

— Это довольно много… не будет ли такого, что каждая партия, каждый кандидат пришлёт от себя максимально возможное количество наблюдателей, и избирательный участок превратится в такую «банку со шпротами»?

— В помещении для голосования от каждого участника избирательного процесса может находиться не более одного наблюдателя. Я бы не драматизировал на эту тему, сейчас объясню почему. У политических партий обычно другая проблема – найти наблюдателей и обучить их. К сожалению, про наблюдателей политические партии вспоминают только перед выборами. Мне всегда вспоминается один эпизод. Я не буду называть участок и район, это не город Тамбов, но не менее дорогое моему сердцу муниципальное образование. Когда после окончания работы участковой комиссии с избирателями начался подсчет голосов и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней, а эта процедура, предусмотренная законом, один наблюдатель кинулся на эти бюллетени и начал кричать: «Зачем вы уничтожаете государственную собственность?». К сожалению, и такой уровень наблюдателей у нас есть.

— А избирательная комиссия готовит только организаторов выборов или наблюдателей тоже?

— Мы готовы выезжать к наблюдателям в том числе. Например, по линии Общественной палаты в предыдущие выборы мы тоже занимались их подготовкой. Я уверен, что и при подготовке к этому дню голосования мы целый ряд таких обучающих встреч проведём. Мы готовы с любым наблюдательским сообществом работать, но главное, чтобы это было взаимное желание. Навязывать себя мы никому не собираемся.

— Буквально недавно одна из политических партий провела так называемое предварительное внутрипартийное голосование — праймериз, которое бурно обсуждалось в СМИ и соцсетях. Избирательная комиссия как-то участвует в подобных процессах?

— Сразу должен сказать, что праймериз – это процедура, которую проводит политическая партия. Избирательная комиссия Тамбовской области, избирательная система в целом никакого отношения к этому процессу не имеет. Мы как госорган не можем вмешиваться в работу политических партий.

— С точки зрения избирательного законодательства имеет ли праймериз юридическую силу? Еесли на праймериз победил один кандидат, имеет ли право партия выдвинуть для участия в выборах другого кандидата?

— Ни одним из законов, которые регулируют реализацию активного и пассивного избирательного права, предварительная процедура голосования не регламентируется.

— Тем не менее, результаты праймериз вызвали бурю эмоций – у кого-то положительных, а у кого-то и не очень. И те, кто критикует эту процедуру, как правило, критикует избирательную систему в целом. Подрывает ли это доверие к избирательному процессу?

— Избиратель не будет разбираться, где избирком организует выборы, а где – партия. Конечно, это наносит ущерб всей системе государственной власти, не только избирательной. Но здесь нужно понимать, обоснованная это критика или проигравший кандидат обиделся, что за него не проголосовали. Если второе, то это уже провокация.

— Или давление на избирательную систему.

— Да, если это касается непосредственно выборов.

— Сейчас почти вся борьба ушла Интернет. В связи с этим формы провокаций и давления на избирательную систему изменились?

— Изменились и, как вы правильно заметили, ушли в Сеть. И это логично. Они уходят туда, куда идут люди. Я могу по себе судить, например, мне проще в Telegram прочитать новости, чем искать их на каких-то новостных сайтах. Но помимо новостного контента много и откровенной лжи, и грязи. Все мы понимаем, почему это происходит – позиции аутсайдеров никого никогда не удовлетворяли. Но высказывать позицию «против» открыто сейчас могут почему-то единицы.

— Можно ли сказать, что раньше политики были смелее?

— Политики были смелее, сама политика была публичнее, а у любого высказывания было лицо. Сейчас любому лицу можно приписать всё, что угодно. И какое-то время этому будут верить.

— В Тамбовской области довольно небольшая сетка Telegram-каналов, в соседних регионах их там значительно больше и охват аудитории у них шире. Чего не хватает тамбовским читателям в Telegram?

— Возможно, не хватает хорошей аналитики, тех, кто мог бы писать коротко и интересно. Думаю, всё ещё впереди, потому, на мой взгляд, Telegram – одна из самых подвижных платформ.

— Чего не хватает выборным кампаниям не в сети, а в жизни?

— Если говорить о работе политических партий и кандидатов, то они, мне кажется, уже все формы работы с избирателями освоили. Хотелось бы только одного – чтобы ожидания избирателей оправдывались. Это я уже как избиратель говорю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: