Главная Актуально Почти треть выручки пассажирского транспорта Тамбовской области всё ещё остаётся в тени

Почти треть выручки пассажирского транспорта Тамбовской области всё ещё остаётся в тени

от Редакция
 просмотров

В начале года в Тамбовской области начали внедрять систему безналичной оплаты проезда в общественном транспорте. Ждали этого тамбовчане уже давно, ведь гораздо удобнее самому выбирать способ оплаты, чем неизбежно таскать с собой оттягивающую карман и вечно звенящую мелочь. Кроме удобства пассажиров система сулила прозрачность расчётов, выход бизнеса из тени, уход от мошеннических схем с льготными талонами и много чего ещё.

Спустя полгода можно подвести некоторые итоги внедрения системы. Конечно, нельзя говорить о том, что всё проходило гладко. К слову, некоторые перевозчики до сих пор сопротивляются новшеству и к системе не подключаются. Так, например, терминалы безналичной оплаты отсутствуют во многих пригородных маршрутках, в частности №112 «Тамбов — Новая Ляда». Часто оказывается, что водители их просто прячут или говорят, что техника вышла из строя (хотя абсолютно у всех перевозчиков есть терминалы на замену). Делается это для того, чтобы собрать с пассажиров больше налички. Впрочем, таких «хитрецов» остаётся всё меньше.

На сегодняшний день в Тамбовской области выдано более 85 000 Социальных транспортных карт всех категорий, в обращении находится 33 000 Единых транспортных карт. Существует 4 типа социальных транспортных карт: это социальная транспортная карта со скидкой 50%; карта для граждан льготных категорий, которым положен сопровождающий, тоже со скидкой 50%; два вида карт со 100% льготой. Такие карты можно получить в органах соцзащиты. Обычные ЕТК может приобрести любой желающий, и продаются они в офисах Сбербанка.

Изучение опыта других регионов позволило стартовать в Тамбове без существенных проблем, и несколько сбоев системы на этапе внедрения — это скорее «человеческий фактор».

Но главное, с чем столкнулась система — нежелание перевозчиков её внедрять. Многие из них просто не захотели показывать свои реальные доходы, ведь помимо безналичных потоков в систему необходимо вносить и наличную оплату. А если каждая поездка будет учтена, то и налогов придётся заплатить больше, и зарплату сотрудникам поднять, и объяснить, почему подвижной состав не обновляется годами, будет сложнее. Но главное, что позволит сделать система, это установить экономически обоснованный тариф, а для этого необходимо определить реальный пассажиропоток и затраты перевозчиков. Без внедрения системы сделать это невозможно.

  — Есть такое понятие «человеческий фактор». Мы не можем на 100% отследить ход наличных денег. Мы как-то проводили совещание, где были «Пассажирские перевозки» и «Тамбовгортранс», там прозвучала цифра, что неучтенных денег от 25 до 30%, — говорил ещё в начале года депутат областной Думы Константин Черкасов.

Сейчас доля безналичных платежей составляет 89 % от зарегистрированного в Системе количества поездок. Но и эта цифра не в полной мере отражает реальность, так как доля зарегистрированных в Системе транзакций от общего объема пассажирских перевозок составляет порядка 70%. То есть перевозчики почти не вносят в Систему данные об оплате наличными.

При этом стоит отметить, что безналичная оплата по социальным картам крайне выгодна перевозчикам, так как полностью исключает использование фальшивых льготных талонов. Раньше предприниматели теряли на этом миллионы рублей, ведь бумажные талоны можно распечатать на любом принтере, а проверить их подлинность при оплате проезда было невозможно. В одном только МУП «Тамбовгортранс» прямые убытки за счёт «задвоенных» талонов составляли 13,5 млн рублей. Сейчас эта проблема ушла в прошлое.

 — С помощью системы растет прозрачность не только в муниципальном транспорте, но и прозрачность цен, и коммерческих перевозок. По итогам года мы будем видеть реальную работу экономики нашего пассажирского транспорта, — сказал на прошедшем недавно совещании председатель комитета городского хозяйства администрации Тамбова Михаил Михалёв.

Кроме того, исключается и возможность «не донести в кассу». Не секрет, что многие кондукторы забирали часть выручки себе, просто не выдавая билетов пассажирам. При нынешней системе такие схемы перестают работать, и выгода перевозчиков тут тоже очевидна.

Что касается комиссии с каждой поездки, на которую изначально жаловались перевозчики (7% — с каждой поездки по безналичной оплате, 2% — с каждого наличного платежа), то надо понимать, что в работе системы задействованы несколько участников, а вовсе не один оператор. В эту комиссию входит и стоимость оборудования, и разработка программного обеспечения, а также его поддержка, все расчёты и операции, а также эквайринг — плата банку за проведение операций. Почему-то принято думать, что перевозчики оплачивают эквайринг сверх комиссии, но это не так. Кстати, для справки, комиссия с каждого билета, проданного на автовокзалах, для перевозчика составляет 20%. И это не оплата системы (там она не действует), услуг банка или чего-то ещё. Это просто комиссия, которую берёт автовокзал за то, что продаёт билеты на автобусы в своём здании. Очевидно, что перевозчику будет выгоднее, если пассажир просто зайдёт в его автобус и заплатит за проезд картой.

Если говорить о самих пассажирах, то платить по безналу для них не только удобно, но и выгодно. Стоимость проезда при безналичной оплате обходится на два рубля дешевле. Пользоваться можно не только транспортными картами, но и обычной банковской. Однако нужно внимательно следить за балансом карты. Если средств на ней для оплаты проезда окажется недостаточно, то она автоматически попадает в стоп-лист.

 — Внесение банковских карт в стоп-лист по оплате проезда происходит на стороне банковской организации, т.к. указанный инструмент платежа является сторонним для автоматизированной системы учета и оплаты проезда. Оператор Системы не имеет возможности вывести банковскую карту из блокировки самостоятельно без участия держателя карты, по тем же причинам в Системе отсутствуют данные о балансе банковских карт. В целях исключения подобных ситуаций в будущем рекомендуем Вам не допускать снижения остатка по карте ниже стоимости проезда, — предупреждают представители ООО «Оператор транспортных систем».

Больной для многих вопрос — рост тарифа на перевозки. В Тамбове этим летом проезд подорожал на 5 рублей, что вызвало всеобщее возмущение. При этом рост тарифа в меньшей степени связан с введением системы безналичной оплаты. Тут важную роль сыграли постоянно растущие цены на запчасти и топливо. К слову, стоимость проезда в общественном транспорте Тамбова не повышалась уже много лет, хотя перевозчики этого постоянно требовали, но получали отказ в том числе из-за того, что их реальные затраты невозможно было увидеть — серые схемы учёта выручки не позволяли этого сделать. Теперь им всем приходится выйти из тени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: