Главная Главное «Он о войне вообще никогда не говорил, только плакал»: очень личные истории тамбовского «Бессмертного полка»

«Он о войне вообще никогда не говорил, только плакал»: очень личные истории тамбовского «Бессмертного полка»

от Редакция
 просмотров

Сегодня в Тамбове, как и по всей стране, отметили 74-ую годовщину со Дня Великой Победы. Около 68 тысяч тамбовчан и гостей города прошлись в строю «Бессмертного полка», чтобы почтить память погибших на войне родственников. Среди толпы, протянувшейся на сотни метров, «ПроТамбов» собрал истории семей, которые не понаслышке знают, что такое война.

Это мой отец. Он ушел на войну в 19 лет. Я помню, как каждый год, 9 мая, мы собирались за столом, и отец рассказывал о войне. Он помнил каждый день, проведенный там. В армию он ушел в августе 41-го года, и только в 47-ом его демобилизовали. Он вернулся с войны живой и здоровый. У него два Ордена Красной Звезды за битву подо Ржевом и за форсирование Днепра и Курской дуги. Он участвовал во всех значимых битвах, не попал только под Сталинград, благодаря чему и остался жив. Все его друзья там погибли, а он один остался. Вернулся с войны в Кирсановский район, думал, заживет, но нет, в деревне все должности были заняты. После того, как в 1949 году отменили выплаты по орденам, денег не хватало даже для того, чтобы заплатить две копейки госпошлины на свидетельство о рождении сына. Через некоторое время он перебрался сюда, в Тамбов, дожил до старости, умер от инфаркта, – рассказывает тамбовчанин Владимир Свиридов.

Он гордится тем, что имел возможность слышать рассказы о войне из первых уст, и в скором времени надеется выпустить книгу о Великой Отечественной войне, написанную по воспоминаниям своего отца.

А вот тамбовчанка Марина Самодурова рассказов о военном времени слышала от своего деда почти не слышала, но тоже сегодня встала в ряды «Бессмертного полка» вместе со своей большой семьей.

Дед был разведчиком в военное время. С войны вернулся, но о ней очень-очень мало говорил. Мне тогда было 12 лет, и я слышала немного историй от него. Ему всегда было очень сложно о ней вспоминать. Но то, чем он иногда делился с семьей, я рассказываю своим детям, – говорит Марина Самодурова.

Сегодня среди множества людей, которые пришли на праздник целыми семьями и большими компаниями, можно было встретить и тех, кто пришёл в одиночестве, но с сильным трепетом держал в руках маленькие фотографии своих самых близких родственников, не вернувшихся с войны. Одним из таких был пожилой тамбовчанин с цветным снимком.

– Это мой брат. Он был капитаном в Белоруссии с войны не вернулся, погиб 9 января в 1944 году, ровно в свой день рождения. Ему было 26 лет. Мне сейчас 81, но память о нем до сих пор жива, – говорит он.

Историю двух разных семей трепетно хранят супруги Епишины из Котовска. Они признаются, что не делят родственников, которые побывали на войне. В их семье живет одна большая память о воевавших дедах.

Мы всей семьей ходили еще на самую первую акцию. Для нас это вне мероприятия, для нас это праздник души. С нами сегодня дед, который прошел войну с 1939 по 1946 годы. В 1945 в Берлине он случайно встретился со своим младшим братом. Они оба прошли всю войну, но разными путями, и встретились в одном месте. В семье есть фотография, где они вместе у Рейхстага. С младшим братом связь сейчас потеряна. Он потом стал жить в Днепропетровске, и после переворотов там мы не можем выйти на него. У старшего из них большой послужной список, но он этим никогда не гордился, а о войне вообще никогда не говорил, только плакал. По его словам, о войне говорят только те, кто её не видел, – рассказала Инна Епишина.

Слова поэтессы-фронтовика Юлии Друниной: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» сегодня в очередной раз подтвердили своими воспоминаниями внуки и правнуки погибших в те далекие сороковые.

  – У моего дедушки обычная судьба человека, который побывал на войне. Ушел в 1939, вернулся в 1946. Вернулся с контузией. Он и другие наши деды дали нам всем шанс говорить по-русски. Если бы их не было, возможно, и речи русской уже не было. Они нам дали шанс, и поэтому мы должны свою землю сохранить. Дед не любил рассказывать о том, что ему пришлось пережить. Только когда выпивал говорил, что «дедушкой можно гордиться», – вспоминает Владислав Бирючков.

Некоторые рассказывают, как долго искали могилы пропавших родственников, тратили на это годы, но всё равно находили.

– У меня два деда воевали, один погиб в 1942 году, один пропал без вести. Спустя долгое время мы решили с моим братом найти хотя бы его захоронение. По интернету узнали, где находится его могила – в Калужской области, — поделилась одна из участниц шествия. — Поехали туда, долго не могли найти это место, потому что навигатор странным образом вел нас несколько раз мимо него, но все равно мы не сдались и нашли его могилу там, где раньше была воинская часть. В лесу.

У каждого, кто воевал, была одна цель – оставить своим потомкам мирное небо над головой. Но у каждого, кто встал сегодня в ряды «Бессмертного полка», своя уникальная история.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: