Главная Мнения Сергей Первушин: «Хотелось, чтобы в 2020 году случилось маленькое чудо и «Тамбов» остался в РПЛ»

Сергей Первушин: «Хотелось, чтобы в 2020 году случилось маленькое чудо и «Тамбов» остался в РПЛ»

от journalist
 просмотров

Тренер «Тамбова» Сергей Первушин в огромном интервью Sportbox.ru рассказал о багаже предыдущего тренера, объяснил, почему игроком так и не дорос до высшего дивизиона российского чемпионата и почему Мелкадзе в следующем сезоне станет основным игроком «Спартака».

У вас нет лицензии Pro. Сказывается ли это на работе?

— Мне это не мешает. Мы давно работаем с Тимуром Шипшевым, понимаем друг друга, поэтому проблем нет. К сожалению, поскольку числюсь тренером клуба, нельзя выходить к бровке и подсказывать, этого иногда не хватает. Но в Саранске посмотреть на нас приходит не так много болельщиков, поэтому есть возможность докричаться до ребят, дать совет. Но все равно стараюсь себя сдерживать, чтобы не было ко мне вопросов у проверяющих органов. В остальном проблем нет.

Вам, как тамбовчанину, наверное, особенно тяжело проводить домашние встречи в Мордовии?

— Воспринимаю эту ситуация как данность. Хочется доставлять радость тамбовским любителям футбола. Когда к нам приезжал «Спартак», стадион весь был красно-белым. Грустно, что вроде бы играем дома, а получается все равно на выезде. В Тамбове бы собрался полный стадион, и не уверен, что фанаты московского клуба были бы также слышны, как это было в Саранске. Тамбову нужен праздник футбола. Болельщик бы гнал нас вперед, и мы набрали больше очков.

Спортивный директор «Тамбова» Павел Худяков сказал, что весной вы «должны вернуться домой»…

Нам тоже обещали сделать все возможное, чтобы это произошло. Жить постоянно в разъездах не так просто. Мы тренируемся в Тамбове и примерно за два дня до игры выезжаем в Саранск. Когда были паузы на сборные, проводили в Мордовии мини-сборы. Спасибо большое руководству стадиона. Созданы все условия для работы. Так что в целом с футбольной точки зрения проблем особых нет. Обидно, что наш болельщик обделен.

Почему вы до сих пор не получили лицензию Pro?

— Лицензия, которая у меня есть, позволяла работать помощником. Мне нравилось быть ассистентом. Наверх особо не рвался. На каком-то этапе посчитал, что занял свою нишу, меня все устраивает.

Вы получили лицензию А в 2013 году. Времени выучиться на PRO было предостаточно.

— Согласен. Надо было пойти на курсы. Сейчас сильно жалею, что не сделал этого. Теперь уж точно не упущу такой возможности. В мае следующего года подам документы. Но пока есть как есть.

В декабре на звание лучшего тренера месяца претендует ваш помощник Тимур Шипшев, который юридически является главным тренером «Тамбова». Рады за коллегу?

— Любите вы искать мутную воду там, где ее нет. У меня нет проблем по этому поводу. Это будет наша совместная награда, если выберут тренерский штаб «Тамбова».

Руководство после отставки Григоряна дало вам три матча, чтобы показать себя. Самый волнительный месяц в вашей карьере?

— Со своей лицензией по регламенту месяц имел возможность исполнять обязанности главного тренера, выходить к бровке, участвовать в пресс-конференциях… В этих трех играх необходимо было набрать три очка, тогда я точно оставался руководить командой дальше. Как вы понимаете задачу выполнил в первой же встрече с «Уфой», дальше морально было полегче.

Хотя ответственность до сих пор чувствую колоссальную. Я — воспитанник тамбовского футбола, прошел все ступени от детско-юношеской до профессиональной. Для меня большая честь, что руководство в лице Павла Худякова оказало мне такое доверие. Не хотелось в первую очередь подвести Павла Борисовича, на котором держится наша команда. Он сам работает 24 часа в сутки и других заряжает своей энергией. Ответственность прежде всего была перед ним, так как инициатива дать мне шанс на посту главного тренера исходила от спортивного директора. Благодарен ему за предоставленную возможность.

Почему он выбрал вас?

— Мы знакомы более 25 лет. Начинали развивать новообразованную команду еще с КФК. Потом была вторая лига, ФНЛ…

Какие эмоции испытывали на протяжении испытательного срока?

— Прекрасно понимал, что другого такого шанса в карьере может и не быть. Конечно, было очень волнительно и тревожно. Особенно переживал перед первой игрой с «Уфой». Когда ты смотришь как помощник за отдельно взятыми футболистами — одно, а немедленно реагировать на все происходящее на поле — совсем другое. Так что первую встречу отнесу к самым сложным. После победы ребят уже было легче мотивировать.

Долго думали перед тем, как согласились возглавить «Тамбов»?

— Павел Борисович мне озвучил конкретное предложение. Сказал, что верит в меня. Было неожиданно узнать, что решили сделать ставку на меня. В голове сразу многое поменялось. Начали с помощниками думать, как выходить из ситуации. Худяков во всем поддерживал. Пока получается неплохо. Возможно, в каких-то встречах нам повезло, но везение просто так не приходит.

У вас был разговор с вице-президентом «Тамбова» Георгием Ярцевым перед «Уфой». О чем общались?

— Мы обсуждаем нюансы футбола перед каждой встречей тура. Если игра в Саранске, Георгий Александрович лично со мной общается утром в день матча. Если встреча выездная, то обязательно созваниваемся.

Вспомните какой-нибудь совет, которым вы воспользовались или не воспользовались?

— У него нет слов, которые были бы не нужны. Все в точку. Он может подсказать как с позиции тренера, так и с позиции человека, который просто прожил большую жизнь в футболе. Мне очень полезны такие разговоры.

Приведите пример.

— Он хорошо знает Юрия Семина, Валерия Карпина. Перед играми объяснял их философию, подмечал нюансы, о которых я и не знал. Как будет играть соперник, что тренеры делают в той или иной ситуации….

Вы знали, что «Тамбов» все равно искал главного тренера на стороне?

— Конечно. Возможно, в меня не до конца верили. Но я должен был зацепиться за эту возможность.

Бывший главный тренер Александр Григорян сказал, что победы «Тамбова» это во многом его заслуга — он комплектовал команду, думал о тактике… Вы выехали на багаже Григоряна?

— Состав собирали вместе. Лично по каждому новичку проводил аналитическую работу. При Александре Витальевиче отвечал за игру в атаке и стандартные положения. За оборону отвечал Тимур Каральбиевич. Сейчас мы уже два месяца у руля команды, в декабре набрали четыре очка.

Что конкретно вы поменяли после ухода Григоряна?

— Во-первых, подняли линию обороны, линию отбора. Это самое главное. Когда чуть выше встречают защитники, все остальные линии также выдвигаются вперед. Стараемся отбирать мяч ближе к воротам соперника, что дает возможность для проведения быстрых атак. Пока мы не готовы работать с мячом позиционно, поэтому нам надо ориентироваться на наши сильные стороны. Во-вторых, моделируем на тренировках ситуации, когда мяч у нас и когда его у нас нет. Это и есть нюансы.

Вы можете все же объяснить, в чем секрет в первую очередь кардинального изменения результатов? Психология? Тактика? Появилась сыгранность?

— Тактические моменты особо не меняли. У нас остались те же футболисты и та же схема. Что-то нового уже вряд ли могли придумать. Мы просто разделили два месяца на шесть частей. Шесть игр — шесть кубковых матчей. Не думали о сопернике, который будет через неделю. Готовились и говорили только о ближайшем туре. Выиграли первую встречу, стали на тренировках работать только над решением задач со вторым соперником. Настраивали команду на конкретную битву, а не какой-то длинный отрезок. Это дало свои плоды. Возможно, «Зенит» может себе позволить мыслить стратегически, где-то экономить силы или наигрывать комбинации с прицелом на следующего противника. Это не наш путь.

В вашем послужном списке уже есть три неплохих игры с лидерами чемпионата — «Ростовом», «Краснодаром» и «Локомотивом». Против кого было сложнее всего?

— Совсем разные команды, совсем разная подготовка, совсем разные игры, но одинаково сложные. Допустим «Зенит» — связка Дзюба-Азмун. Любая атака у них начинается диагональю Ракицкого на Артема, который принимает мяч в 20 метрах от ворот. А так как уровень исполнителей очень высок, то потенциально любой заброс на Дзюбу — голевая ситуация. Если брать «Локомотив», то понятно, что там все решают Миранчуки и Крыховяк. Если кто-то из братьев свободно получает мяч в 20 метрах от ворот, в 99 процентах случится либо голевой момент, либо гол. «Ростову» же нельзя давать пространства за спиной, так как Ионов, Байрамян, Шомуродов сделают из тебя «решето», если получат передачу за спину защитнику. «Краснодар» же в основном старается играть через центр, и тут многое зависит от того, как ты закроешь Ари и Берга.

Можно научить игрока бороться с Дзюбой?

— Нюансы есть. Хотя вспомнил забавный эпизод. Мы играли против «Зенита», и наш крайний защитник Антон Килин с ростом около 170 сантиметров поставил Артему корпус и выиграл мяч. Лично с Дзюбой не знаком, но, судя по всему, он очень добрый человек. После этого единоборства нападающий «Зенита» очень долго смеялся. Эпизод происходил возле нашей скамейки, поэтому эмоции Артема и сам момент рассмешил даже нас. Конечно, когда форвард получает мяч в недодачу с ним очень тяжело бороться.

Килин гордился собой?

— Наверное.

Поговорим о трансферах. Максим Осипенко перешел в «Ростов». Потеря?

— Конечно! Макс стал ключевым игроком в обороне. Он сильно прибавил в этом сезоне. Но мы не можем удерживать футболистов, если у них есть шанс заиграть в клубе ведущем борьбу за еврокубки. Мы привлекаем новичков как раз тем, что благодаря «Тамбову» они могут либо перезапустить карьеру, либо подняться на другой уровень. Таковы реалии, и со всеми игроками есть договоренности, что никто специально их трансферу препятствовать не будет. Как еще заманить к нам хороших футболистов? В этом сезоне сразу три игрока повысили свой статус — Дима Чистяков ушел в «Ростов», Седрик Гогуа — в ЦСКА, Макс Осипенко — в «Ростов». Это наша визитная карточка, так что приглашаем ребят, которые хотят дальше развиваться, наша команда как раз для них.

«Спартак» может вернуть Мелкадзе этой зимой?

— По условиям контракта, насколько я знаю, нет.

Георгий наконец-то начал забивать. Вы как-то изменили тактически его функционал, или дело только в отсутствии давления и психологии?

— Конечно, мы немного подкорректировали его задачи по сравнению со «Спартаком». Он прибавил с точки зрения обороны в первую очередь. Уверен в следующем сезоне Мелкадзе будет основным игроком «Спартака». Такой человек нужен красно-белым. Для нас большая удача, что Георгий оказался в «Тамбове».

Какие цели на матч вы ставите перед Мелкадзе?

— Во-первых, в защите он должен четко выполнять тренерскую установку. В «Спартаке» он этого не делал. В этом компоненте к нему вообще нет претензий. Что касается атаки, то у нас есть около трех-пяти наигранных комбинаций, в зависимости от того, у кого мяч. Все остальное — чистая импровизация. Хотя у Георгия есть конкретная задача на каждый матч — он обязан за 90 минут нанести по воротам от пяти до восьми ударов. Этого мы от него требуем.

Вот и весь секрет?

— Во-первых, у нас очень много ребят, для которых РПЛ в новинку, мы все привыкаем к топ-футболу. Кто-то перезапускает карьеры. Мелкадзе, Обухов, Килин, Осипенко забили свои первые голы в РПЛ в «Тамбове». Так что психология и мотивация имеют большое значение. Во-вторых, стараемся, чтобы к нам приходили ребята с амбициями, с характером. У них должно быть желание доказать, что они не хуже других футболистов премьер-лиги. У кого-то оно проявляется чуть лучше, у кого-то чуть хуже. Наша задача вытащить наружу осознание того, что пришедший к нам человек — лучший.

Согласны с Худяковым, что Осипенко — это потенциальный игрок сборной, как и Чистяков?

— Макс фактурнее Димы и в скорости не уступит. У него есть недостатки, но он их знает и работает над их устранением.

Назовете позиции, которые надо усиливать в зимнее трансфертное окно? С кем будете расставаться?

— Улучшения нужны в каждой линии. Сейчас мы 11-е, но весной каждое очко будет на вес золота. Одно поражение, и мы вернемся туда, откуда начинали. В этом плане первая игра с «Рубином» для меня как для тренера — лакмусовая бумажка.

Что вы имеете ввиду?

— Первая встреча после зимних сборов. Казанцы находятся ниже нас в турнирной таблице. Победа дает небольшое преимущество, поражение опускает на дно. Для меня это будет отправной точкой в понимании, куда мы движемся. Все ли правильно делаем. Важно набирать очки именно с соперниками твоего уровня. Дальше идет «Динамо», поэтому расслабляться нельзя. В первой части сезона в ротации «Тамбова» было примерно 15 человек. Это очень мало. Понятно, что есть недовольные ребята, которые не проходят в состав при мне. Будем думать, что с ними делать. Понимаю их, но и мне не хочется терять химию, которую мы нашли в последних встречах. В первую очередь нужны ребята, которые смогут составить конкуренцию игрокам старта. Ищем голодных до футбола людей, которые хотят доказать, что они что-то из себя представляют. В таких условиях и работаем.

Ваш тренер Владимир Ковылин сказал, что вы из тех людей, кто пошлет руководство, если вам будут навязывать состав на игру. Пошлете?

— Слава Богу работаю с Павлом Худяковым, который не лезет в работу наставника, а занимается своим делом. С ним очень комфортно достигать успехов. Обсуждаем новичков, усиления, возможные трансферы. Но последнее слово всегда за мной.

Вы были нападающим. Тяжело думать только об обороне в качестве тренера?

— О защите все равно всегда надо помнить. Мы понимаем, что владение мячом может в какой-то момент нас засосать. Тот же «Локомотив» отбирает мяч, проводит разящую атаку в две-три передачи через Миранчуков и забивает гол. В РПЛ прежде всего нужно думать об обороне. Анализируя соперника, мы всегда отталкиваемся в первую очередь от игры в защите. Это реалии нашего футбола. Понимание того, что можем из этого состава выжать и за счет чего набрать очки. Только так. А тяжело или нет, это вопрос философский.

Почему от вас не слышны претензии к судьям?

— Особо и не было даже каких-то полумоментов с нашим участием, чтобы я мог что-то сказать в адрес арбитров! С «Локомотивом» отменили гол. Но вроде на то были основания. С «Оренбургом» пять минут совещались, но в итоге взятие ворот засчитали, хотя думал, что тоже могут отменить. Разобрались, и слава Богу. Так что претензий к судьям у меня нет. Бог миловал.

Получается, что всех засуживают кроме «Тамбова»?

— Получается, так!

Вы тренировали тамбовскую молодежь. Пока там нет ребят, способных помочь главной команде?

— Академия работает, но выйти на наш уровень… Должно пройти время. Лично для себя отметил, что нам нужны футболисты не младше 24-25 лет. Чтобы выпускник тамбовского футбола до этого возраста дорос, он же должен где-то поиграть, набираться опыта. Были бы финансы, можно было бы заявить «Тамбов-2» во вторую лигу. Было бы хорошее подспорье для нас и ребят. На мужском уровне молодежь прогрессирует быстрее.

View this post on Instagram

#СилаВЕдинстве ??

A post shared by ПФК «Тамбов» (@pfctambov) on

Почему в «Сочи» играет Андрей Мостовой, в «Арсенале» здорово себя проявляют Ломовицкий и Лесовой. Ребятам чуть больше 20 лет, а они хорошо смотрятся на фоне РПЛ.

— Это игроки молодежной сборной России. К нам такие не едут. Я же говорю о среднестатистическом футболисте. 22-23 года — еще сыроват. 24-25 лет — уже готов проявлять свои лучшие качества. Возьмите того же Осипенко, который раскрылся как раз в 24 года. Мы его брали из «Факела», который по спортивному принципу должен был играть в ПФЛ. Кстати, за Лесовым в Тулу пешком бы пошел, если бы мне сказали, что он тогда будет играть в «Тамбове». Удивлен, что его не привлекли на последний сбор молодежки. Очень он мне нравится. Да и за Круговым, Мостовым и другими тоже пошел бы пешком.

Пусть все игроки молодежной сборной играют в «Тамбове»!

— С огромным удовольствием принял бы такое предложение!

Почему у вас не получилось достичь вершин в качестве игрока?

— 90-е — непростое время. Много чего было помимо футбола. Может быть, мой потолок как игрока — вторая лига.

Сейчас вы уже можете оценить себя как тренер?

— Надо было больше работать, тогда, возможно, что-то и получилось.

Что делали в свободное от работы время?

— Давайте не будем об этом! Любил футбол.

Взяли бы Сергея Первушина нападающим к себе в «Тамбов»?

— Обязательно! И обязательно на лучший контракт!

Почему уехали в Венгрию?

— Тогда это был шаг вперед. Все-таки это была премьер-лига

Но сыграли там всего семь матчей за два года.

— Тогда венгерская лига котировалась достаточно высоко. Был молодым, с головой окунулся в европейскую жизнь. В целом нормально себя проявлял, но был единственным человеком, кто не знал венгерский язык. Это осложняло процесс адаптации. Плюс немного не хватило характера на тот момент. Надо было потерпеть и остаться. Меня ведь никто не выгонял, сам решил уйти. За семь игр забил два мяча. Нормальный результат.

Почему решили вернуться во вторую лигу?

— Затосковал по родине. Хотелось общения, а языка не знал, поэтому почти всегда был один.

В 2003-м связка Первушин-Жирков разрывала соперников по зоне Центр. Понимали тогда, что Юрий вырастет в игрока сборной России?

— Потенциал виден был невооруженным глазом. Юра — одаренный и влюбленный в футбол человек. Он уже тогда своей левой ногой делал на меня сумасшедшие передачи, сейчас исполняет их на Дзюбу.

Это самый сильный ваш партнер по команде?

— Безусловно!

Вы были главным тренером новообразованного «Тамбова». Были тогда шансы зацепиться за должность?

— Конечно, но я ими не воспользовался.

Почему?

— Может быть, не так как надо комплектовал команду. Когда выходишь из КФК во вторую лигу, в первый сезон задача — не вылететь. Ее я выполнял, но руководители на тот момент посчитали, что этого мало. На мое место пришел Сергей Передня, с которым у меня сложились прекрасные отношения. Потом меня перевели в дубль.

Тогда решили, что должность помощника — ваш потолок?

— Позже. Когда меня взяли в команду помощником. Работал с Есиповым, Талалаевым, Искаковым, Григоряном… Мне нравилось, посчитал, что это мое место. Со всеми были прекрасные отношения и особых претензий к работе ни у кого не было.

Вас узнают в Тамбове?

— У нас город маленький, конечно. Даже скорее не узнают, а знают.

Чувствуете себя легендой тамбовского футбола?

— Да ну, хватит, какая я легенда. Мы часто собираемся с ветеранами, с людьми, которые нас тренировали. Вот они легенды. А мы так…

Пожелайте себе что-нибудь в новом году.

— Наша задача остаться в премьер-лиге. В Новый год, как и в футболе, часто случаются чудеса. За это мы и любим и то, и другое. Так что хотелось, чтобы в 2020 году случилось маленькое чудо и «Тамбов» остался в РПЛ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться в социальных сетях
0 комментарий

Возможно, вам будет интересно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: