100 игр — полёт отличный: как интеллектуальная битва стала одним из самых популярных развлечений в Тамбове

Валентин и Елена Малышевы — организаторы «Квиз, Плиз!» в Тамбове

Интеллектуальная битва «Квиз, плиз!» появилась в Тамбове чуть больше года назад, и сразу стала невероятно популярной. Каждую неделю несколько команд от 2 до 9 человек собираются в одном из заведений города, отвечают на вопросы на логику и эрудицию, решают задачи, угадывают песни или трейлеры к фильмам. Самые эрудированные получают подарки от спонсоров и организаторов. Регулярно проводятся викторины как для взрослых, так и для детей, тематические игры и опен-эйры. С каждым разом желающих так провести время становится всё больше. О том, как появился «Квиз, Плиз!» в нашем городе и в чём секрет его популярности, «ПроТамбов» узнал у организатора и бессменного ведущего игры Валентина Малышева.

— Как возникла идея открыть «Квиз, плиз!» в Тамбове?

— Произошло всё довольно спонтанно. У нас в Москве очень много знакомых играет в «Квиз, плиз!». На тот момент в столице было уже много разных форматов, и вот ребята, которым я доверяю, сказали: «Мы сходили практически на всё, но «Квиз, плиз!» самый крутой — молодёжный, динамичный». Одним из решающих факторов стало то, что основатели «Квиз, плиз!» — ребята из команды высшей лиги КВН «Сега Мега Драйв 16 бит». Когда я узнал об этом, у меня все сомнения отпали. Хотя были те, кто крутил пальцем у виска и говорил, что людям в Тамбове это будет неинтересно. Но я решил пробовать. Перед покупкой франшизы мне пришлось пройти долгий и очень серьёзный кастинг: заполняешь анкету, отвечаешь на множество разных вопросов, вплоть до того, сколько контактов у тебя в телефоне. Потом едешь на личное собеседование. Если ты нравишься, то франшиза твоя, если нет, то могут и отказать. «Квиз, плиз!» зашёл так, как он и должен был зайти — как крутая, динамичная игра с интересной постановкой вопросов. Крутые презентации, крутая музычка — всё то оформление, которое видят люди, в которое они влюбляются. Всё, от ручек до бланков, — это всё работает в плюс. 

— Над «Квиз, плиз!» работает много людей: DJ, счётная комиссия, фотографы и квизмены. Трудно ли было набрать команду?

— С этим проблем не было. Когда стало понятно, что мы будем делать «Квиз, плиз!» в Тамбове, у нас уже была сплочённая команда, которая работает на многих мероприятиях: проводит свадьбы, организует вечеринки — много всего. Так что как такового поиска команды не было. Но надо было заинтересовать ребят в этой истории. На месяц раньше, чем в Тамбове, «Квиз, плиз!» открывался в Воронеже, и мы поехали туда на первую игру. После этого уже никому не нужно было объяснять, что это, и все были готовы работать. Потому что игра реально затягивает. Как мы договорились с Настей Маринкович и Климом Червяковым, я, если честно, даже не помню — настолько было легко. Я просто пришёл и рассказал Климу о своей идее, и он ответил: «Круто, я в деле». И, конечно, на первой игре у людей был шок, что мы позвали в качестве фотографа Клима. Он и Настя — топовые фотографы Тамбова. И они снимают для «Квиз, плиз!» крутые репортажи. А вот договориться с кафе было тяжело. На тот момент единственными, кто в нас поверил, был ресторан «ProПлов», где и прошли первые несколько игр. За это я всегда буду ребятам благодарен. А уже после первой игры все были в лёгком шоке от того, сколько людей пришло. Позже, когда гости уже привыкли к одному и тому же заведению и меню, мы стали искать другие места. Путём долгих переговоров мы вышли на «ЧЕ», и сейчас большинство игр проходит именно там. При выборе места мы в основном ориентируемся на то, что со стороны гостей к заведению нет никаких нареканий. 

— Помнишь свои эмоции от первой игры?

— Помню эмоции от первой сыгранной мной игры в Москве. Это фантастика. Там огромный зал. Если мы максимально играем в 33 команды, то там играют по 60: конкуренция зашкаливает, нервы зашкаливают, потому что стать лучшим среди 15-20 команд — это одно, а стать лучшим среди 60 — это совершенно другое. Мы, конечно, были совсем где-то в конце рейтинга, но поиграли очень круто. А от первой проведённой здесь игры я эмоций не помню, потому что было дикое сосредоточение. Для нас это тоже было в новинку: мы делали даже нулевую игру специально, чтобы всё обкатать. На неё мы позвали всех своих друзей. В итоге на этой нулевой игре всё пошло не так: я забывал после объявления раунда кричать «Квиз!», диджей не включал отбивки, у нас отваливались плазмы по непонятной причине… Те, кто играл, конечно, ничего не заметили. Но хорошо, что такая игра была, потому что уже на первой игре для широкой аудитории всё прошло идеально, и люди сразу увидели крутой формат. После этого мы ждали комментариев. Сразу была открыта регистрация на вторую игру, и вот здесь было страшно, потому что была вероятность, что никто не придёт. А в итоге мы закрыли регистрацию за две минуты, и вторую игру пришлось проводить два раза.

 — За год вы успели провести множество и классических, и тематических игр. Что пользуется наибольшей популярностью?

— Понятия «пользуется популярностью» не существует, потому что это всегда абсолютно непредсказуемо. На популярность игры может влиять всё, от времени получения людьми зарплаты до интересности формата. Нет такого, что мы открываем регистрацию на игры по кино и музыке — и значит, будет аншлаг. Это всегда лотерея. Понятное дело, что тематические игры всегда привлекают людей. Мы проводили игру по Гарри Поттеру, Назад в 90-е, Назад в СССР — это был ажиотаж, а, например, на игру по Джеймсу Бонду пришло всего 6 команд, хотя я предполагал, что любителей этой истории гораздо больше. Но в целом, надо отдать должное нашим командам, практически всегда мы проводим игры для большой аудитории, даже два-три раза в неделю собираем почти полную посадку. Нам иногда говорят, что проводить квиз два раза в неделю — это слишком часто, но хочется, чтобы у всех желающих была возможность попасть на игру. 

— Кто составляет вопросы для игры?

— Все презентации с вопросами нам присылают из Москвы. Изменения мы практически не вносим, а если приходится, согласовываем их с авторами, потому что ребята очень дорожат своим именем, и контент, который они отправляют, оттачивается очень долго: сначала презентация играется порядка шести игровых дней в Москве, все спорные моменты корректируются, и только потом отправляется в регионы. А вот вносить предложения можно. Например, лига Teens (детская лига — прим. ред.) была предложена Магаданом. И теперь она существует в нескольких городах, в том числе и в Тамбове. Все интересные предложения всегда рассматриваются и принимаются.

— Как о вас узнают? 

— В основном это, конечно, сарафанное радио. Многих приводят друзья или коллеги. Из соцсетей тоже много узнают. Или, например, мы проводим корпоративный «Квиз, плиз!», а потом люди приходят на классические игры всем коллективом. А бывало, родители приводили детей на «Квиз, плиз! Teens», и им становилось интересно попробовать собственные силы. Мы рекламируем только тематику, потому что, например, есть человек, обожающий «Звёздные войны», но он не знает, что такое «Квиз, плиз!». А увидев рекламу в тематическом сообществе, придёт и получит удовольствие от игры.

— Есть ли команды, для которых «Квиз, плиз!» стал больше чем игрой? 

— Да, многие ребята здесь нашли друг друга, сдружились и общаются за пределами квиза. Это здорово, когда люди объединены общей идеей, общими интересами. У нас сравнительно небольшой город, где не так много развлечений. И мы рады, что квиз стал для них способом отлично провести вечер. Мы хотим, чтобы такие истории, как интеллектуальные игры, занимали людей, в том числе и между играми. Это же здорово, когда люди вместе играют в квиз, а потом в том же составе едут на какой-нибудь фестиваль просто потому, что они уже сложившаяся команда. Таких примеров очень много. Есть команды, которые играют практически с самого открытия, и настолько прокачались, что одерживают одну победу за другой. Опять же, почему мы сделали «Квиз, плиз! рандом», когда команды меняются игроками? Потому что у многих сложилось мнение, что старички вроде «Плоской Земли» или «Хьюстона» — биороботы, которые сидят и заучивают ответы на все возможные вопросы, но люди, которые попадают к ним в команду, понимают, что ребята играют честно. Да, возможно, они где-то больше читают, больше знают, но это такие же обычные люди. 

— Правда, что многие команды так прониклись игрой, что обзавелись собственной символикой?

— У многих команд появились собственные штампы для подписи бланков — это, скорее всего, больше для удобства. У ребят из Real Talk есть пластиковые карточки, у «Рыси» и «Оранжевого настроения» были одинаковые майки. Думаю, есть ещё много внутренних историй, объединяющих команды. У каждой точно есть чат в мессенджере, например. Здорово, если ребятам это помогает поддерживать командный дух, но мы любим все команды одинаково, независимо от того, есть у них своя атрибутика или нет.

— Спорные моменты часто возникают?

— Бывает, и это тоже часть игры. Чаще всего так происходит, когда команда либо не вчиталась в вопрос, либо слишком мало потратила времени на обсуждение. Мы всегда аргументируем свою правоту и подтверждаем её авторитетными источниками, но по опыту разных городов, всегда найдётся супер-знаток, например, оленьих копыт, который придёт и скажет: «Это не северный олень, а гватемальский, вот доказательства». Этого предугадать невозможно, но если мы видим железный аргумент, то совершенно спокойно идём навстречу и засчитываем ответ. 

— Спустя 100 игр поменялись ли как-то твои эмоции и ощущения?

— Абсолютно нет. Прелесть этой игры в том, что по факту мы тоже играем в это. И я кайфую, и ребята кайфуют. Как только я перестану кайфовать, я перестану вести «Квиз, плиз!» в Тамбове. Деньги деньгами, но работать в этой сфере, не кайфуя, невозможно. Нужно быть максимально расположенным к людям, быть заинтересованным в вопросах — только тогда всё будет получаться.

— Вы взаимодействуете с другими городами, где есть «Квиз, плиз!»?

— Очень плотно. У нас есть общий чат, где мы общаемся, консультируем друг друга по любым вопросам, советуемся и обмениваемся опытом. Это очень помогает подходить к игре уже подкованным. И закупать необходимый реквизит совместно нам выгоднее. Или, например, возник спорный вопрос на игре — кидаешь в чат и тут же получаешь ответ. А ещё мы можем поделиться макетом анонса игры. Это нереальная дружба. Изначально мы даже лично не были знакомы, но всё равно чувствовали огромную поддержку. А когда познакомились на слёте франчайзи, стали дружить ещё теснее. 

— Расскажи о планах на будущее.

— Мы не строим планов. Безусловно, есть много идей, но многое из того, что мы планировали, в итоге решили не делать — по разным причинам. А что-то, что не планировали, работает до сих пор. Поэтому не загадываем. Конечно, хотелось бы повторить мероприятие на Площади Музыки, когда мы пытались поставить рекорд по количеству игроков — тогда подвела погода. В каком формате это будет, пока не знаем. Совсем скоро мы будем проводить игры с гостями «Чернозёма». Это тоже спонтанная история: к нам пришёл один из главных организаторов и пригласил на фестиваль. Чтобы провести игру в поле, мы купили шатёр, так что теперь готовы к квизам на любой летней площадке. А что касается планов на будущее… Год назад мы и представить не могли, что дойдём до 100-й игры, боялись, что с началом осени кафе будут переполнены, и мы лишимся площадки. Но пролетела осень, зима, а предложений от заведений становится только больше. И мы стараемся не давать людям заскучать, находим новые форматы. В любом случае, пока есть желание вкладываться и отдача от этого — будем играть.

Фото: Настя Маринкович, Клим Червяков, Мила Титова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.